Итоги 2024/2025 учебного года и задачи на ближайшую перспективу обсудили на летней конференции по оценке качества образования, организованной Рособрнадзором.
Открывая конференцию, Министр просвещения РФ Сергей Кравцов поблагодарил региональные министерства образования, региональные центры обработки информации, а также всех педагогов, участвовавших в организации экзаменов, за их работу, отметив, что экзаменационная кампания и проведение всероссийских проверочных работ (ВПР) прошли в этом году на высоком организационном уровне. Он добавил, что министерством утверждены рекомендации по использованию результатов оценочных процедур: результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР будут использоваться для совершенствования методической работы, подготовки учителей, работы институтов повышения квалификации.
В этом году экзамены прошли как никогда спокойно, в том числе благодаря таким новым инструментам, как обращения через Платформу обратной связи на Госуслугах и родительский контроль. В следующем году мы будем работу этих инструментов усиливать, в частности, за счет более оперативной отработки замечаний родителей, присутствующих в экзаменационных пунктах, заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Он отметил стабильность результатов ЕГЭ 2025 года. Главное достижение этого года рост интереса выпускников к естественно-научным предметам, профильной математике и информатике.
Председатель Общероссийского профсоюза образования Лариса Солодилова напомнила, что в 2019 году по инициативе профсоюза был проведен мониторинг соблюдения социальных гарантий педагогов, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации (ГИА). В этом году профсоюз вышел с инициативой в Рособрнадзор и Минпросвещения провести новый мониторинг и по его итогам определить единые подходы к выплате компенсаций педагогам, задействованным на ГИА. Мониторинг мы проведем, чтобы понять ситуацию в каждом субъекте. Оплата труда педагогов, привлекаемых к проведению ГИА, должна быть достойной, а не символической. У нас уже есть положительные примеры, когда регионы оперативно реагировали на ситуацию, например, Татарстан увеличил выплаты своим учителям, задействованным на ГИА, в разы, прокомментировал предложение Анзор Музаев.
Руководитель Рособрнадзора рассказал о таком новом инструменте оценки, как индекс качества общего образования, работа над которым ведется в рамках подготовки Стратегии развития образования в Российской Федерации до 2036 года. Цель данного индекса комплексная оценка системы общего образования, позволяющая информировать органы власти и общество о состоянии и тенденциях развития школьного образования, а также принимать меры по повышению качества общего образования на основе анализа полученных данных.
При формировании методологии и показателей индекса поступило 464 предложения и замечания, принятых к рассмотрению, было проведено несколько экспертных обсуждений на различных площадках. По итогам всех обсуждений в индекс планируется включить 99 показателей, разделенных по трем блокам: Образовательные результаты, Кадровый потенциал и Образовательная среда. Источником данных для оценки будут результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, национальных сопоставительных исследований, исследований компетенций педагогических работников и формы федеральных статистических наблюдений.
Анзор Музаев рассказал, что в ВПР в этом году приняли участие почти 9 миллионов обучающихся из более чем 37 тысяч образовательных организаций из всех регионов РФ и образовательных организаций за рубежом. Заместитель руководителя Рособрнадзора Евгений Семченко более подробно рассказал о проведении ВПР, отметив, что в этом году они прошли в десятый, юбилейный, раз. За 10 лет ВПР прошли путь от эксперимента до штатной федеральной оценочной процедуры. Сейчас это самая массовая оценочная процедура в системе образования нашей страны, сказал он.
Анзор Музаев добавил, что с этого года планируется отмечать школы, продемонстрировавшие положительные результаты. Им будут присваиваться отличительные знаки Высокая культура оценивания и Высокое качество образования, которые школы смогут разместить на своих сайтах. Эти звания Рособрнадзор и ФИОКО будут присваивать ежегодно по итогам учебного года на основе анализа результатов ВПР и их сопоставления с результатами ЕГЭ и ОГЭ.
Особое внимание в своем выступлении Анзор Музаев уделил проблеме снижения бюрократической нагрузки на педагогов в системе образования. Сейчас это самая важная проблема, которая сильно влияет на мотивацию учителей, отметил он. Руководитель Рособрнадзора напомнил о чат-боте, с помощью которого педагоги могут через платформу Сферум сообщать в Рособрнадзор о нарушении их прав, и призвал их активнее пользоваться данным инструментом. Он обратил внимание, что в соответствии с приказом Минпросвещения запрещено в частности направлять в адрес образовательных организаций запросы по участию в различных конкурсах, не относящихся к образовательной деятельности, устанавливать излишние требования при аттестации педагогов, устанавливать требования по участию педагогов в голосованиях ЖКХ, обустройстве территории, требовать от педагогов предоставления справок и аналитических материалов, не имеющих отношения к педагогической деятельности.
Кроме того, он рассказал, что совместно с Народным фронтом и Общероссийским профсоюзом образования Рособрнадзор осенью проведет выборочное репрезентативное анкетирование педагогов образовательных организаций различных уровней, чтобы получить срез ситуации с бюрократической нагрузкой. По итогам этого анкетирования будет направлен доклад Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину.
Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Владимир Старичков рассказал о результатах оценки по модели международных исследований качества образования, которая проводилась с 2018 по 2024 год для мониторинга выполнения одного из ключевых показателей нацпроекта Образование вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. С 2022 года эта оценка велась с импортозамещением зарубежных технологий, которое позволило получать данные, сопоставимые с результатами международного исследования. Цель нацпроекта достигнута., сообщил он. За указанный период российские школьники повысили свои результаты по всем видам грамотности: читательской, математической и естественно-научной.
Владимир Старичков рассказал, что осенью 2025 года ФИОКО планирует начать оценку функциональной грамотности на основе национального инструментария. Он также привел данные на основе анализа результатов ВПР, ВПР СПО и национальных сопоставительных исследований результатов воспитательной работы.
Добавить комментарий