Оренбургское время
01:59
Среда, 25 Июня
Курсы валют
сегоднязавтра
90.14 89.84
78.50 78.29
Котировки
РТС 1103.11 6.95
ММВБ 2744.95 18.52
Brent 67.53 0.12

ЕГЭ по истории может стать обязательным для поступления на гуманитарные и социально-экономические направления. Мнение эксперта

18:1024.06.2025 16+ 245 18+

Президент России Владимир Путин выразил поддержку инициативе введения обязательного единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории для абитуриентов, поступающих на гуманитарные и социально-экономические специальности. Это предложение было озвучено ректором Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Анатолием Торкуновым во время встречи с авторами обновленного учебника истории.

Анатолий Торкунов отметил, что 46% выпускников выбирают обществознание, при этом уровень исторической подготовки оставляет желать лучшего. Новый подход может изменить эту ситуацию, сделав историю ключевым предметом для поступления.

Свое экспертное мнение выразил Сергей Любичанковский, доктор исторических наук, профессор, почетный работник сферы образования России, заведующий кафедрой истории России Оренбургского государственного педагогического университета, председатель отделения Российского исторического общества в Оренбургской области:

Предлагаемые нововведения в сфере исторического образования, озвученные Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным 22 июня, представляют собой важный шаг в укреплении национальной идентичности и преемственности поколений. Особенно обращают на себя внимание те слова Главы государства, которые он посвятил обратной связи от общества. Это идея, способная серьезно усилить систему исторического просвещения.

Привлечение педагогов, родителей и самих учащихся к обсуждению учебников правильный подход. Это позволит сделать образовательные материалы более доступными, интересными и соответствующими запросам современного поколения. Обратная связь от школьников, студентов, преподавателей и родителей не просто формальность, а ключевой механизм повышения качества исторического образования.

Учителя, работающие на передовой образования, лучше всех знают, какие формулировки, методики и примеры наиболее эффективны для восприятия учеников. Их замечания помогут избежать сухости изложения, избыточной идеологизации или, наоборот, размытости ключевых исторических оценок.

Родители видят, как дети реагируют на материал, какие темы вызывают интерес, а какие отторжение. Это особенно важно для младших классов и дошкольников, где история должна подаваться через образы, а не через сложные термины.

Современные молодые люди (школьники, студенты) живут в цифровую эпоху, и их восприятие информации сильно отличается от того, как учились предыдущие поколения. Их мнение поможет сделать учебники более динамичными, возможно, дополнить их QR-кодами с архивными материалами, интерактивными картами или ссылками на достоверные документальные источники.

Считаю, что обратная связь по учебникам истории не должна ограничиваться разовыми обсуждениями или формальными отзывами она требует системной работы. Российское историческое общество (РИО) и его региональные отделения могут стать ключевыми институтами, обеспечивающими постоянный диалог между авторами учебников, педагогами, учениками и обществом.

РИО объединяет ведущих историков, архивистов, преподавателей вузов. Их задача проверять учебники на соответствие современным научным стандартам, устраняя фактологические ошибки и спорные интерпретации.

Общество может организовывать семинары для педагогов, где те смогут высказывать замечания по поводу сложных для преподавания тем (например, оценка событий 1990-х или трактовка Смутного времени).

Региональные отделения РИО голос территорий. Россия многонациональная страна, и в некоторых регионах есть особый взгляд на отдельные события (например, Кавказская война или вхождение Сибири в состав России). Региональные отделения РИО должны собирать мнения местных учителей и краеведов, чтобы избежать москвоцентричности или обидных упрощений. Важно, чтобы история России подавалась без противоречий с местной идентичностью. Обратная связь от регионов поможет находить баланс.

Региональные отделения РИО также могут курировать школьные и студенческие дискуссионные клубы, где учащиеся будут напрямую обсуждать учебники: что им интересно, а что кажется скучным или непонятным.

РИО могло бы запустить онлайн-портал, где ученики и преподаватели могли бы оставлять отзывы о конкретных параграфах, предлагать альтернативные примеры или задания.

Перед массовым тиражированием новые учебники можно тестировать в отдельных школах разных субъектов РФ, а РИО собирать статистику по усвояемости материала. И если поступают замечания, что какой-то раздел слишком перегружен датами или, например, излишне идеологизирован, РИО может оперативно передавать эти данные Министерству просвещения для корректировки.

Почему это важно? Без обратной связи даже самые продуманные учебники рискуют стать мертвым грузом их либо формально проходят на уроках, либо критикуют за оторванность от реальности. РИО и его региональная сеть могут стать мостиком между создателями учебников и их конечными пользователями учителями и учениками. Если идея Главы государства о налаживании обратной связи будет внедрена в реальную практику, Россия получит не просто единые учебники, а живую, постоянно совершенствуемую систему исторического образования.

Поэтому есть предложение: закрепить за РИО официальную функцию общественного мониторинга учебников истории с ежегодным отчетом перед президентом и Минпросвещения. Это сделает обратную связь не рекомендательной, а обязательной частью образовательной политики.

Дополнительное предложение: целесообразно рассмотреть вопрос о включении истории России в систему обязательных государственных экзаменов в вузах для всех специальностей. Независимо от профессии, каждый выпускник должен обладать базовыми знаниями о прошлом своей страны это ключевой элемент гражданской зрелости и патриотического воспитания. Этот государственный экзамен может быть вынесен на 1 или 2 курс, сразу после прохождения дисциплины История России, но при этом иметь статус не промежуточной, а итоговой аттестации, что придаст ему дополнительное значение в глазах всех субъектов образовательного процесса.

Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.