Оренбургское время
06:28
Понедельник, 23 Сентября
Курсы валют
сегоднязавтра
103.38 103.38
92.58 92.58

К 75-летию Великой Победы. Воспоминания участника четырех войн водителя ПЧ-1 старшего сержанта внутренней службы Гусева Василия Петровича

03:3009.05.2020 16+ 4304 18+

Я родился 2 января 1918 года в селе Никольское Оренбургского района Оренбургской области, там же получил начальное образование. До армии работал в колхозе в полеводстве, сначала пахал землю на быках, потом освоил трактор.

Осенью в 1938 году я был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и сразу был направлен служить на Дальний Восток, а затем в Монголию. Моя часть находилась в 3 километрах от города Улан-Батора, служба начиналась в автобатальоне, где я и освоил профессию шофера.

Советский Союз в то время оказывал Монголии военную помощь, чтобы обеспечить территориальную целостность страны и отражать атаки японских войск на пограничные заставы Монголии.

Как молодому водителю, мне приходилось регулярно делать рейсы с военными грузами, преодолевая расстояние в 800-900 км от границ СССР до военных частей Монголии. Поступающая эшелонами с наших военных заводов боевая техника была вся новая. Спать приходилось в пути по 3-4 часа в сутки. Помню, перевозки грузов были очень хорошо организованы, машины для перевозок были только новые, «полуторки», в дорогу выдавались пайки, на маршрутах были пункты заправок.

В мае 1939 года напряженность на границах Монголии в районе реки Халхин-Гол переросла в военное столкновение японских войск с советско-монгольскими войсками, в котором я принимал непосредственное участие с самого начала войны и до ее конца. И хотя у японцев было численное преимущество в живой силе, наши войска переломили ситуацию и разбили самураев.

Считаю, что в этом была заслуга и героизм наших красноармейцев и командующего войсками Г.К. Жукова, который возглавил эту операцию по указанию И.В. Сталина. За эту войну я впервые был представлен к первой награде – медали «За отвагу». Примечательно, что я был удостоен этой новой награды в числе первой сотни награжденных красноармейцев.

Разбив японцев на Халхин-Голе, наша часть была переброшена на финскую границу, где начиналась Советско-Финская война 1939-1940 гг.

 Сталиным в то время была поставлена задача, отбросить финские войска от нашей северной границы и от Ленинграда. В этой войне я принимал также непосредственное участие от начала и до конца. На этой войне финские войска показали хорошее умение вести боевые действия в условиях болот, глубокого снега и сильных морозов, что привело к большим потерям живой силы и техники Красной Армии, не имеющей опыта ведения военных действий в таких суровых условиях.

Морозы стояли крепкие, под минус 40 градусов, оружие от мороза отказывало, руки примерзали к металлу, приходилось использовать костры, спирт, чтобы отогреть руки, примерзшие к боевому оружию. Красноармейцы проваливались в болота и замерзали, потери были очень большие. Но, несмотря на хорошие военные укрепления финнов (линия Маннергейма), из-за недостатка вооружения и продовольствия финские войска вскоре сдали свои позиции, пошли на переговоры и впоследствии заключили с нашей страной мирное соглашение, а мы добились выполнения поставленной руководством страны задачи.

Пока 32-я армия и моя часть № 845 Карельского фронта возмещала потери после Финской войны, началась война с фашистской Германией, и я в составе части принял в ней участие. За пять лет войны служил во всех родах войск, был стрелком, водителем, связистом. Прошел с боями по всей Европе до Берлина, дважды был контужен и трижды ранен. Воевал на Ленинградском, Карело-Финском, Украинском, Степном фронтах.

Особенно запомнились бои под Сталинградом, где я получил первое ранение, под Харьковом, под Орлом, битвы за Днепр, за Берлин. Постоянно по ночам перед глазами стоят эпизоды войны, кровь и погибшие товарищи.

В 1943-1944 годах я служил шофером, подвозил боеприпасы на передовую. Иногда едешь зимой к местам боев со снарядами в сильную метель и мороз, ничего не видно, скорость километров десять-двадцать, тряска, как по шпалам. Остановишься протереть от снега лобовое стекло, а под ногами и колесами по всей дороге не шпалы, а замерзшие трупы солдат, а впереди круглосуточно идут бои – жутко становится.

Помню бои под Сталинградом, где танки шли друг против друга, развороченные гусеницами окопы, танки, все красные от крови. Также много крови было при форсировании Днепра. До сих пор красный цвет будоражит сознание.

Фашистов мы выгнали за наши границы, и с боями я дошел до Берлина. В то время пришлось ездить на всех марках автомобилей, как на советских, так и на немецких и американских. Особенно мне нравилась наша «Эмка М-1», она отличалась надежностью, проходимостью, в основном на этих машинах ездили наши командиры, в том числе и Г.К. Жуков, с которым неоднократно судьба меня сводила на фронтах и войнах. Поэтому после увольнения в запас в 1946 году у меня была мечта иметь такой автомобиль, и я его приобрел и проездил на нем тридцать лет, и передал новому хозяину (он занимался мёдом и делал рейсы по пескам из Оренбурга в Узбекистан) в исправном состоянии.

Постоянно вспоминаю бои за Берлин. При взятии Берлина враг особенно ожесточенно сопротивлялся, придумывая различные хитрости, например, минируя местность и используя советскую технику против нас.

До Берлина мы дошли с моим товарищем, как и я, он был родом из села Николка. Когда объявили, что войне конец, все бойцы и командиры начали выходить из укрытий, бросать вверх шапки, радоваться, ликовать. Но тут в небе появился самолет с красными звездами, как выяснилось впоследствии, фашистский, и с воздуха начал стрелять по нашим солдатам. Мой друг, как и все, начал приветствовать самолёт и не успел укрыться, погиб на моих глазах, можно сказать, в день Победы. Но подобных случаев было много, все не расскажешь.

После война для меня не закончилась. Из обученных холостых бойцов, удостоенных орденов и медалей, формировали эшелоны и отправляли на Дальний Восток, на войну с Японией. Нужно было вытеснять врага с захваченных японцами Курильских островов, части Сахалина и помочь китайцам освобождать захваченные территории.

Помню, сформированные наши войска были настолько хорошо обучены и обеспечены всем необходимым, что разбить японцев нам удалось быстро, с минимальными потерями.

За время участия в войнах я был награжден двенадцатью орденами и медалями, получил Грамоту Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина с благодарностью, которую храню и по сей день. Дважды был контужен и трижды ранен.

По окончании войны в июне 1946 года меня демобилизовали, и после восьмилетней военной службы я вернулся в родные места.

Как боевого водителя с военным стажем, 4 марта 1947 года меня пригласили в пожарную охрану МВД г. Чкалова (ныне г. Оренбург) водителем пожарного автомобиля. Я начинал работать под руководством начальника городской пожарной охраны Шероватова В.Ф., а с 1955 года – под руководством Щербины Н.П. и Глазунова А.Ф.

Я начал работать в городской пожарной части №4 под руководством начальника части Каримова И.Ф., потом Сергеева В.И. и Пешкова А.П. Работал с водителем, участником Великой Отечественной войны Шивановым Н.И., бойцами Гущиным В.И, Шабановым И.М. Диспетчерами с нами работали участницы войны Медведева Т., Медведева М.,. Шероватова О.Н., Степанова. Когда пожарная часть стала военизированной, начальником караула у меня стал Сазонов В.А. Большую часть времени я служил в пожарной части №1 (начальник части Алексеев Г.Г., заместитель Дрокин К.Г.) совместно с товарищами по работе Копыловым И.В., Козловым А.А., Богатыревым В., водителями большегрузных пожарных «МАЗов». За время работы мне пришлось освоить все виды пожарной техники на базе от ЗИС-5 до ЗИЛ-130. В то время мы сдавали экзамены и знали наизусть все улицы города и все подъезды к пожарным гидрантам и зданиям.

С пожарной охраной свою судьбу связали моя жена Гусева Пелагея Ивановна (проработала с 1948 года до ухода на пенсию диспетчером-телефонисткой в городской пожарной команде №4, впоследствии самостоятельной военизированной пожарной части №1 на ул. Луговой), брат жены Гусев В.И., а также будущий мой зять Кильдюшкин В.С. (руководил военизированной пожарной частью №6 (ВПЧ-6) в течение 11 лет, был начальником ВПЧ-29 и начальником отдела Госпожнадзора Оренбургского района, имеет выслугу 26 лет) Мой зять пошел по стопам своего отца, Кильдюшкина С.А., прослужившего в органах МВД 31 год. Так что у нас, как говорится, уже династия.

Вспоминается, какое во время моей службы большое внимание уделялось профилактике пожаров: для выхода в дозоры по улицам города использовались лыжи. В свободное время от дежурств я и моя жена проводили обходы жилого сектора, вели разъяснительную работу по профилактике пожаров. Средств телефонной связи в городе было недостаточно, поэтому выставлялись посты для дежурства на наблюдательной вышке (каланче). В зимнее время дежурство проводились в тулупах, шапках и валенках и со средствами сообщения о замеченном пожаре. Две башни до настоящего времени сохранилась: одна на улице Гая, д.21, и вторая на 5-этажном доме по ул. Ленинской рядом с бывшей пожарной частью №4, где в 1948 году дежурила моя жена.

За хорошие показатели в службе, в профилактике пожаров и общественную работу супругу неоднократно награждали Почетными грамотами Городской пожарной охраны, Оренбургским обкомом профсоюзов и руководством Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО), всего она имеет 25 различных поощрений.

Помню, как в районе с. Дедуровка в 1971 году было создано Дедуровское газопромысловое управление, куда впоследствии я устроил работать свою дочь Кильдюшкину В.В., отработавшую там 35 лет, и где она познакомилась со своим будущим мужем. Там же в с. Дедуровка-2 в 1972 году для охраны объектов газового промысла была создана военизированная пожарная часть №6 (начальник Самойлов Ю.Н., заместитель Кильдюшкин В.С.). Пожарных кадров там не хватало, поэтому опытным сотрудникам пожарной охраны г. Оренбурга приходилось помогать созданной пожарной части №6: дежурить, обучать молодых бойцов и прививать им любовь к нашей профессии. Я, отдежурив в ППЧ-1 на ул. Луговой, совместно с сослуживцами выезжал после суточного отдыха на новое дежурство в ВПЧ-6. В это время дежурные караулы были смешанными и состояли из бойцов профессиональной пожарной части и военизированной пожарной части. В часть также принимались на службу студенты из оренбургских институтов, которые в дальнейшем полюбили профессию пожарного и по окончании вузов связали свою работу с органами внутренних дел и Управления пожарной охраны, стали офицерами, настоящими профессионалами.

Это такие студенты, как Богородский В.А., Бучнев С.А., Выприцкий, Бунин Н. П. и многие другие. Хорошо помню, как мы в ВПЧ-6 дежурили с Субботиным С.И, Комаревцевым В.В., Клюевым В.М., Боевым Г.И., Хандрымайловым. За то время, когда мы оказывали помощь пожарной части №6, нами были подготовлены боевые расчеты, во дворе части посажен фруктовый сад, сосны, часть была обустроена. В обустройстве части большую помощь оказывал директор Дедуровского газопромыслового управления Вяхирев Р.И. Там, впервые, я познакомился с новой пожарной техникой: АГВТ–100, ПНС-110, АР-2, УНИК – ФИАТ. За время моей работы в ВПЧ-6 я принимал участие в ликвидации взрыва и крупного пожара на газовом объекте (ГП-2), где тушением пожара руководил Калашников В.Ф. Взрыв повлек гибель обслуживающего персонала, а также погиб наш пожарный. В это время на данном объекте работала моя дочь, которая была свидетелем этого пожара и в числе других специалистов была эвакуирована. На пожар прибыла почти вся пожарная техника города и все офицеры Управления пожарной охраны, в числе первых прибывших были Музыка Г.Д., Плотников И.К., Базаров В.И., Белоусов А.Е., Федченко.

За время службы в пожарной охране я участвовал в тушении многих крупных пожаров, все не перескажешь. Особенно запомнился пожар на шпалопропиточном заводе, который все городские пожарные части тушили более суток в условиях высокой температуры и задымления. Плавился металл, но наши бойцы все равно ликвидировали пожар и не дали ему распространиться на соседние корпуса завода. После тушения, многих наградили.

В честь 50-летия Советской пожарной охраны заместителем начальника Управления пожарной охраны Кандаленцевым Б.Р. мне в торжественной обстановке был вручен орден «Знак Почета». Всего за период службы в пожарной охране я был отмечен 10 знаками и медалями за добросовестный труд, дважды меня избирали депутатом Городского совета и четырежды – депутатом Ленинского районного совета по избирательным округам № 46 и 115, и мне приходилось решать вопросы обеспечения пожарной безопасности города и Ленинского района. Я занимался общественной работой в Госавтоинспекции, был общественным автоинспектором.

В настоящее время мне 92 года, из них 8 лет я воевал на четырех войнах, а 42 года отдал службе в пожарной охране и работе в ВДПО.

Находясь на пенсии, я постоянно ощущаю внимание и заботу со стороны руководства, как областного управления МЧС, так и городского 9-го отряда ФПС, Совета ветеранов пожарной охраны, а также областного отделения ВДПО. Не было ни одного праздника или дня моего рождения, чтобы меня не поздравили, и за это им большое спасибо!

Вспоминая о прошедших годах, где были войны, тяжелый труд в мирное время, я ни о чем не жалею, ведь и на фронте, и в мирной трудовой жизни меня окружали честные, порядочные, отзывчивые, трудолюбивые люди, за что я им благодарен. От всей души желаю всем работникам МЧС и ветеранам успехов в труде, здоровья, благосостояния, семейного благополучия.


Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.